10 млрд. рублей в год - реальная цена экономической безопасности у российских компаний

Administrator отправил 19 января 2016

Насколько высока цена экономической безопасности и в том ли направлении развивается борьба с экономическими угрозами?

Научно-технический прогресс, который характеризует современные общества, имеет длинную историю. Новой формой прогресса, которая сейчас находится на переднем крае развития технологий – это информатизация и автоматизация хозяйственных процессов. Но, несмотря на очевидную глобализацию мировой экономики, существуют серьезные различия в реальном применении прогресса.

Например, автоматизация торговли появилась как ответ на возросшее количество сетевых магазинов, глобализацию торговли, многократное расширение ассортимента. Перенос  многих бизнес-процессов в программную среду позволил поднять уровень управления сложными организационными структурами и снизить издержки на труд и контроль операций. Управление безопасностью предприятий также серьезно перестроилось с появлением систем видеонаблюдения, автоматического контроля территорий и транспортных средств. Все эти изменения привели к сокращению персонала на этих операциях - кассиров, охранников, курьеров. То есть данные изменения не были революционными, они лишь удешевили операции и дали предприятиям возможности для развития в сильных направлениях, заметно снизив затраты на непрофильные, слабые направления.

Качество работы силовых структур может быть повышено за счет их количественного сокращения, но в то же время сохранения удельного уровня затрат на ведомства

В развивающихся экономиках, таких как российская, есть существенные особенности общемирового тренда автоматизации и информатизации бизнеса. Высокий уровень коррупции, низкий уровень контроля законодательства и общая слабость всех ветвей власти приводит к приспособлению плодов информационной революции под локальные проблемы.

Например, по результатам исследования о влиянии численности силовых структур на политико-правовой климат, выяснилось, что качество работы силовых структур может быть повышено за счет их количественного сокращения, но в то же время сохранения удельного уровня затрат на ведомства. Однако, система работы силовых структур остается такой, будто социальная ситуация не изменилась и нет необходимости в автоматизации большинства контрольных функций.

Подобный анализ нужен и в коммерческом секторе, так как там есть и приносящие прибыль процессы и дополнительные, обслуживающие процессы. И если базовые операции это ядро компании, то что делать с дополнительными, которые возникают не для получения прибыли, а для обеспечения условий по ее сохранению?

Идеальная ситуация для предпринимателя заключается в том, чтобы были возможны управленческие решения, которые позволяют максимально снижать издержки в случае, если они слишком высоки для сложившейся структуры предприятия. С периодами дорогих цен на недвижимость, ростом зарплат или удорожанием заимствований предприниматели научились работать, но есть и иные издержки, сформированные вне их зоны влияния, на уровне взаимодействия с государством.

Обеспечение безопасности российских компаний во многом зависит не от стандартов управления безопасностью, а от внешних рисков, связанных с качеством работы судов и исполнением судебных решений, антимонопольной политикой, и, естественно, работой органов внутренних дел. Также важна мотивация сотрудников, которые имеют смутное представление о правильных путях персонального и профессионального успеха в компании.

Эти факторы вместе создают особую экономическую реальность, полную рисков и угроз, которая кажется специалистам непредсказуемой и необъяснимой.

По данным Росстата, только 10% россиян имеют начисленную заработную плату более 45 000 рублей в месяц

Разрыв в доходах между богатыми и бедными одна из основных мотивационных угроз для экономической безопасности предприятий. По данным Росстата, только 10% россиян имеют начисленную заработную плату более 45 000 рублей в месяц. Важно и общее экономическое неравенство в экономике, которое никак не отражает реальных различий в профессиональных и предпринимательских талантах населения. Всего 110 человек владеют 35% богатства всех домохозяйств России.

Если вспомнить треугольник мошенничества, то в российских условиях две его вершины всегда заняты - это повышенная мотивация к мошенничеству и аргументы для оправдания мошенничества.

В таких условиях компании создаются не столько для создания уникального продукта, сколько для преодоления разрыва в доходах. Бизнес остается временным инструментом для достижения коротких тактических целей. Это подтверждает и статистика длительности жизни предприятий в России, которая говорит, что в течение трех лет большинство вновь открытых юридических лиц закрывается.

Работая специалистом данный сотрудник может заработать не более 20% от прибыли на заказе, а при роли организатора - 70% и более

Короткий путь многих таких компаний можно описать в несколько этапов. На первом этапе еще наемный сотрудник проходит школу внутри большой компании, занимается продажами или закупками, инфраструктурой, строительством, набирается опыта в том, как можно обходить правила при борьбе за клиентов, как работать с неудобными закупщиками, как находить общий язык с государственными органами. Затем наступает второй  этап, когда существующий опыт начинает входить в противоречие с оплатой труда, и сотрудник начинает привлекать к работе рисковых контрагентов, уводить заказы «на сторону» и работать сам по клиентской базе компании.  Уже здесь велик риск откатов, мошенничества, увода клиентов. Сотрудник регистрирует собственную компанию и продолжает работать исключительно на себя, используя наработанные методы мотивации закупщиков и продавцов. Все эти действия не находят морального осуждения, так как такой ход дел – общая практика, где результат никак не зависит от способов его достижения. Тем более если учитывать разницу в оплате за один и тот же труд с небольшими дополнениями. Работая специалистом данный сотрудник может заработать не более 20% от прибыли на заказе, а при роли организатора - 70% и более. И такую поэтапную эволюцию сотрудника в предпринимателя можно показать в любой сфере экономики.

Мы видим дефектную мотивацию к работе. Об этом говорят данные опросов и общее настроение среди выпускников, которые хотят стать госслужащими из-за льгот, стабильности, полномочий, и, естественно, возможностей личного обогащения

Бизнес-среда, состоящая из таких компаний, не имеет общих стандартов работы и надприбыльных целей. Представить себе российского предпринимателя, который бы выбрал дело по душе, а уже потом стал разрабатывать план по коммерциализации идеи очень трудно. Ближе всего к такому целеполаганию оказываются ИТ-стартапы, но их доля в общем объеме компаний небольшая. Как правило, созданная компания не рассматривается как дело на всю жизнь, а значит, таит для всех партнеров отложенный на будущее риск банкротства.

Не стоит забывать и про мотивацию сотрудников государственных органов, которые оказываются по другую сторону от предпринимателя и, в теории, должны контролировать стандарты. По эту сторону мы видим дефектную мотивацию к работе. Об этом говорят данные опросов и общее настроение среди выпускников, которые хотят стать госслужащими из-за льгот, стабильности, полномочий, и, естественно, возможностей личного обогащения.

Поэтому дополнительные затраты на проверку контрагентов крупные, уже устойчивые предприятия вынуждены нести не только из-за действий каких-то патологических мошенников, а из-за общей социально-экономической ситуации в стране. В такой ситуации точечный инструментальный подход к экономической безопасности не помогает, нужно проверять всё и всех, держать установку «не доверяй никому» и «проверяй в четыре глаза».

На одной из конференций по безопасности были озвучены затраты на персонал в одном крупнейших российских холдингов - более сотни сотрудников с годовой заработной платой более 1 млн. рублей каждому

В этом принципиальная разница между российской экономикой и развитыми странами. Там уже есть сформированные практики коррупции и мошенничества, с которыми борются специально натренированные люди. В России схемы могут быть проще, но их распространенность очень высока. Отсюда и разница в нормах по корпоративной безопасности - у нас нужно ставить забор и КПП, когда в более развитых странах достаточно наблюдения и закрытых дверей.

Политика тотальной закрытости обходится дороже, чем политика избирательной открытости, что подтверждает предыдущие выводы, о рисках связанных с бизнесом косвенно, но оттягивающих большие ресурсы.

Менеджмент и работники вынуждены оплачивать все риски, создавая раздутые штаты отделов безопасности, мотивируя государственные органы на более качественную работу, принимая на себя высокие проценты по займам. На одной из конференций по безопасности были озвучены затраты на персонал в одном крупнейших российских холдингов - более сотни сотрудников с годовой заработной платой более 1 млн. рублей каждому.

Количество предприятий оптовой торговли в России выросло за 10 лет более чем в два раза, а значит, вместо улучшенной системы дистрибуции на выросшем товарном рынке появились дополнительные цепочки продаж и кратное увеличение рисков работы с контрагентами

Однако, все эти затраты - следствие политики государства, которое не готово использовать все достижения информационной революции. Предприниматели несут высокую налоговую нагрузку, что мотивирует их к сокрытию прибыли, выводу капитала, коррупции. В таких условиях наиболее активно развивается оптовая и розничная торговля, где не нужно нести затраты на производство и исследования. Количество предприятий оптовой торговли в России выросло за 10 лет более чем в два раза, а значит, вместо улучшенной системы дистрибуции на выросшем товарном рынке появились дополнительные цепочки продаж и кратное увеличение рисков работы с контрагентами. Неприятным фактом оказывается то,  что фактически оптовые цепочки не умножались, менялись лишь юридические лица в этих отношениях, а значит можно сказать, что с новой командой менеджеров в компанию приходят «свои» поставщики. Управленцы и поставщики меняются, а качественной и прозрачной схемы работы не возникает. Система государственных закупок доказывает это – там тоже есть возможности для устранения конкуренции.

Для развитых мировых компаний есть два типа основных угроз, с которыми государство не может справиться в связи с незнанием предмета, это мошенничество сотрудников и конкурентная борьба

Анализ повестки различных форумов и конференций, связанных с корпоративной безопасностью, экономической защитой, комплаенс, показывает, что компании имеют дело с воспроизводством однотипных внешних угроз. С внутренними проблемами многие компании научились работать, и в этом очень полезными оказываются советы зарубежных аудиторов и ассоциаций по борьбе с мошенничеством. Внешние угрозы продолжают воспроизводиться и создают перевернутое представление об эффективной безопасности. Нужно понимать, что цель защиты бизнеса это исключение материальных потерь, связанных с умышленными действиями сотрудников и компаний. Но что делать, когда достигается нулевой уровень потерь? Зачем нужна служба безопасности? Типовые функции можно разделить по другим отделам, более сложные – можно автоматизировать, но что делать со службами безопасности? Приходится вспоминать общеизвестный тезис о том, что для поддержания институтов контроля современного общества необходимо воспроизводство проблем, которые они решают.

Получается, что для развитых мировых компаний есть два типа основных угроз, с которыми государство не может справиться в связи с незнанием предмета, это мошенничество сотрудников и конкурентная борьба. Все другие риски устраняются на этапе проектирования хозяйственных операций и стандартов управления. Предотвратить разовые потери, ошибки и мелкое воровство можно именно такими стандартизирующими процедурами и автоматизацией контроля.

Выделение целой службы  безопасности со штатом охранников, следователей, аналитиков – это привилегия и нагрузка финансовой отрасли, но здесь это часть делового процесса, без которой нельзя работать на финансовом рынке.

Мы видим, что достаточно много компаний выделяют службы  безопасности там, где при других «нормальных» условиях они были бы не нужны. Они вооружаются как настоящие разведывательные компании, приобретают дорогостоящее оборудование и программные продукты. Образуется сочетание старых и новых подходов к безопасности, а не замена старого новым, возникает «министерство» обороны и внутренних дел компании с контролем периметра, проходными, КПП, системами записи звонков и контроля коммуникаций. Но без интеллектуальной настройки вся эта громоздкая система может не дать результата. Большинство предприятий привязаны к отношениям, технологиям, а не к оборудованию, поэтому и защищать нужно отношения и ценную коммерческую информацию, а это лучше всего удается с помощью программных средств.

Программные продукты - наиболее гибкие инструменты для обеспечения безопасности, они позволяют находить нужную информацию о компаниях быстро и сокращать время на принятие решений управленцами компании.

Автоматизация бизнес-процессов и информационная революция в разных странах могут быть использованы для решения специфических задач

Сейчас есть множество сервисов по проверке контрагентов. Активное развитие они получили после того, как появилась возможность получения данных о компаниях в электронном виде у госорганов. Можно найти более десятка подобных сервисов, с разницей в функциях и цене в десятки раз. Самые простые выглядят как обычный поисковик и дают разовый доступ к выписке из ЕГРЮЛ, самые сложные могут дать развернутую визуальную картину связей группы предприятий. Эти сервисы на приемлемом уровне решают задачу проверки контрагентов, но еще не готовы давать анализ по всем вопросам экономической безопасности.

С большой вероятностью, на следующем этапе развития сервисы будут идти в сторону проверки персонала и, возможно, станут аналогами таких сервисов как Hireright, а далее дойдут и до уровня LexisNexis, модули которого встраиваются в офисные пакеты и сочетают в себе всю доступную информацию об исследуемой компании.

Мы возвращаемся к тезису о том, что автоматизация бизнес-процессов и информационная революция в разных странах могут быть использованы для решения специфических задач.

Веб-сервисы сами по себе не могут заменить специалиста по безопасности и изменить предпринимательскую среду

Программные продукты и специалисты по безопасности не могут решить общегосударственных проблем экономической безопасности, веб-сервисы сами по себе не могут заменить специалиста по безопасности и изменить предпринимательскую среду. Они похожи на ночные фонари, которые могут подсветить дорогу, но не в силах осветить все вокруг.

Только по данным анализа государственных контрактов, общая стоимость услуг по предоставлению информации о компаниях, мониторингу СМИ составила более 300 млн. рублей за прошлый год

Цена вопроса проверки контрагентов на первый взгляд может показаться незаметной, особенно в разрезе по каждой компании, но если объединить примерные затраты коммерческих и государственных структур на проверки, то можно увидеть, что суммы эти очень большие. Только по данным анализа государственных контрактов, общая стоимость услуг по предоставлению информации о компаниях, мониторингу СМИ составила более 300 млн. рублей за прошлый год. Однако большая часть рынка находится за пределами государственных контрактов, поэтому суммы могут быть выше 1 млрд. рублей.

Нужно учитывать затраты на оплату труда специалистам по безопасности, которых по примерным оценкам в стране не менее десяти тысяч. Также часть функций по due diligence выполняют корпоративные юристы, которых также никак не меньше, чем специалистов по безопасности. Грубый расчет годовой стоимости такого количества специалистов дает не менее 10 млрд. рублей затрат. И в него не входят затраты на коммуникации, помещения, командировки.

Численность министерств открыта и тоже дает понять, насколько велики затраты на ее содержание. Численность Прокуратуры РФ составляет 48 тыс. человек, Министерства внутренних дел – 1 106 млн. человек. Федеральной службы судебных приставов – 84 тыс. человек. Если уменьшить численность этих министерств, например, сразу на 50%, то можно высвободить более 100 млрд. рублей в год на внедрение автоматизированных систем контроля, на программно-аппаратные комплексы, которые смогут заменить большинство рядовых специалистов в этих службах.

Получается, что на поддержание инфраструктуры и персонала для экономической безопасности требуются миллиарды рублей и пока что нет понимания того, что эти затраты делают экономику в целом  и отдельные предприятия более конкурентноспособными и инвестиционно привлекательными.

 

Фокус.Форум

  • Liked by
  • Владислав_Екб
razved02 отправил 02 февраля 2016

Сумма кажется слишком маленькой, по стране только охранников десятки тысяч, да и затраты на оборудования для наблюдения явно выше

  • Liked by
  • Валентин Востриков Леонидович
Close